yama istselenie roda

3glaz year site27

- Бодхи: психолог-консультант -

 

Как известно, человек – существо социальное. Мы живем, любим и работаем сообща, в группе людей. Поэтому психику человека невозможно свести только лишь к биологии и функционированию нервной системы. Поскольку мы живем в группе – эта группа становится частью нас, внутренне, частью нашей психики. Поэтому игнорировать влияние группы на человека невозможно. И совесть – это то, что привязывает нас к группе, это один из механизмов, по которому мы ощущаем свою принадлежность к группе.

В практике расстановок, Берт Хеллингер ввел понятие не просто о совести, а выделил несколько уровней совести, а точнее – три вида совести.

Первый вид совести – личная совесть, нам всем хорошо знакома. Это внутреннее чувство о том, правильно ли мы поступаем по отношению к той группе людей, в которой мы состоим. Если мы действуем неправильно, то мы сталкиваемся с муками совести, с сомнениями, с эмоциональной тяжестью.  Даже если мы не всегда понимаем рассудком о том, что правильно или неправильно, мы всегда можем это почувствовать эмоционально, и в конечном итоге, отрефлексировать и понять, что к чему. Этот уровень совести очень хорошо ощущается человеком и изучается в социальной психологии.

 Но следующий вид совести, который сформулировал Берт Хеллингер – очень тонок и скрыт от понимания большинства людей. Потому что это не личная совесть человека, а совесть самой системы семьи, самой группы. Поскольку эта совесть не относится напрямую к человеку, к его сознанию, и к тому, что он делает по своему желанию, заметить или прочувствовать влияние этой совести, не зная о ее существовании, невозможно. Для чего эта совесть, в чем она проявляется? Данная совесть древняя, архаичная, и главная ее цель – это соблюдение закона принадлежности. Каждый член семьи имеет право на равную принадлежность к семье, не зависимо от его поступков, идей, образования и т.д. Поэтому наша личная совесть нередко вступает в конфликт с коллективной совестью. Бывает, что мы исключаем людей, отказываем им в праве принадлежать к семье – бывшей жене или мужу, родственникам, с которыми у нас конфликт, заключенным, абортированным детям.

Тогда коллективная совесть будет стараться привести семейную систему в новый гомеостаз, восстановив членство исключенного человека в группе. Как она это сделает? Через похожие жизненные ситуации, похожую судьбу потомков. Т.е. другой родственник, потомок, будет своей жизнью напоминать об исключенном человеке. Тогда равновесие будет «восстановлено». И человек будет жить не своей жизнью, пока исключенного члена семьи не признают как члена семьи. И когда все в сборе, коллективная совесть успокаивается. Поэтому коллективная совесть служит самой системе, семье, в целом, нежели конкретному человеку. И для этой древней совести важно – чтобы все были и были на своих местах.

Следующий вид совести – интегральная (всеобщая) совесть. Эта совесть – наверное больше философское понятие, чем психологическое, поэтому рассказать много про нее я не смогу. Интегральная совесть – это целостность всей жизни, всех людей. Это глобальный замысел, силы добра и зла, которые влияют на каждого из нас, и понять которые навряд ли можно.

Интегральная совесть – это принятие жизни, такой, какая она есть, во всей ее полноте. И если что-то происходит в жизни – так тому и быть, жизнь направляет нас, а мы лишь следуем ей. Для чего и куда? Для чего-то хорошего и светлого. И если мы принимаем жизнь такой, какая она есть, принимаем вызовы жизни, то мы движемся в гармонии с жизнью.

- Бодхи: психолог-консультант -

 

Так же закон порядка и иерархии влияет и на другой аспект нашей жизни – на наши границы. Ведь вертикаль порядка задает и наши отношения по горизонтали.

Психологическая граница – это то, что человеком ощущается как принадлежащее только ему: мои ощущения и чувства, мои мысли, мое поведение, мои возможности. Очень часто приходится слышать от людей, что другие люди посягают на личные границы, манипулируют, лезут со своими советами, говорят и даже требуют делать или не делать что-то, что им хочется. Все это воспринимается как посягательство на личную территорию, другой человек воспринимается как враг, который хочет захватить чужую территорию.

Но, собственно говоря, а как же определить эту свою личную границу? На основе своих ощущений?

Когда граница касается физических вещей, дома, компьютера, денег, то здесь более или менее понятно, хотя и не всегда. Да и границы моего и чужого здесь даны объективно: на основании многочисленных законов и правил, по которым мы и можем ориентироваться.

 А если мы говорим про поведение, мысли и эмоции, они принадлежат человеку или нет? Если да, то в какой степени? Полностью или частично? Почему другие (близкие или не очень) люди не имеют права хотеть от нас чего-то и выражать это?

И снова вернемся к закону порядка и иерархии.

Сложно определить, где и чья территория, когда этот закон игнорируется.

Если все люди друг для друга равны, равнозначны, равноценны, то само понятие мое и чужое полностью размывается. Все твое – мое, а все мое – твое. Но не потому что, у нас коммунизм, а потому что личностей нет, полное растворение в общем потоке мыслей, идей, вещей. Такой вот «бульон» получается, в котором такой растворенный человек, как это ни странно звучит, не равный – а всегда подчиненный. Потому что идеи другого человека – это и мои идеи, желания другого человека – это и мои желания, это полная зависимость от окружения.

Без иерархии, не будет границ и правил для собственного поведения и коммуникации с другими, без границ – не будет личности, а без личности – не будет настоящего равенства с другими.

Берт Хеллингер говорил про зависимость от других людей, что человек зависим от других, пока зависим от родителей.

Каждый человек для растворенного «равного» – модель для подражания, каждый человек – учитель, каждый – взрослый наставник. То есть конфликт с родителями, и с их ролью и позицией, основан на непонимании этой роли, поэтому неудивительно, что на других людей переносится это «понимание», наделяя всех других силой руководить.

Признание родителей в качестве более взрослых, старших, и мудрых людей как раз и является той самой сепарацией (отделением) от родителей. Отделение происходит не тогда, когда родитель видит в ребенке взрослого и бесконечно и всячески его поддерживает, а когда ребенок начинает видеть родителей, как родителей, как взрослых и самостоятельных людей со своим мнением и пониманием жизни, которое может не совпадать с его мнением.

Не родитель должен видеть ребенка взрослым, а ребенок должен видеть родителей взрослыми, и подтягиваться к их уровню знаний, умений, навыков и в целом – самостоятельности.

Тогда человек действительно отделяется от родителей, уходит из этого слияния, начинает работать на свою самостоятельность – на свои знания, умения и навыки – а это и есть то, что действительно принадлежит человеку, это и есть границы.

Психологические границы не даются от природы или от родителей – они создаются самим человеком в процессе жизни. Но начинаются с признания родителей отдельными людьми со своим мнением и понимаем жизни. Не нравится это мнение и понимание – создай свое.

- Бодхи: психолог-консультант -

 

Итак, есть 3 закона, по которым функционирует наша семья.

Как же эти законы влияют на нас, на наше поведение и ощущение себя в «поле семьи»?

Ведь это не просто физические законы, которые существуют сами по себе и открываются специальными приборами. Это психологические законы, которые руководят нами, и воздействие которых мы можем не только понять, но и ощутить. Поэтому мы можем использовать наше тело и его ощущения, как индикатор соответствия, правильно мы думаем и поступаем, или нет. Это не детальная проверка правильности поступков, а скорее некоторое общее ощущение корректности поступков, как чувство направления или равновесия.

 

В данной статье я хочу рассмотреть некоторые распространенные ошибки, нарушения закона иерархии и порядка, и их влияние на человека.

Основные ошибки такие:

  1. надменность, высокомерие перед родителями;
  2. триангуляция;

 

  1. надменность, высокомерие перед родителями

Высокомерие – это критика и отрицание родителей. Когда хочется, чтобы родители были другие: более добрые, более поддерживающие, более любящие, или наоборот, более строгие и ответственные. Претензии могут быть любые, но главная их суть – желание себе других родителей. В итоге – такая позиция приводит к энергетической обесточенности, т.к. человек отказывается от той энергии, которую ему дает родительский поток, и остается в одиночестве.

Как говорят  на Востоке: «Если у тебя есть посох – я дам тебе посох, если у тебя нет посоха, я отберу у тебя посох».

Это не так сложно прочувствовать – если представить у себя за спиной родителей или даже весь наш род, и поток энергии, который идет от них, к нам и далее, в нашу жизнь, к нашим детям. Конечно, когда за плечами есть наши родители и род (а так же наша нация, наш народ), это совершенно другое ощущение, нежели пустота и одиночество отрицания.

Важно понимать закон иерархии не как беспрекословное подчинение или преклонение перед старшими, а как ощущение себя продолжением  своего рода, ощущение, когда есть корни и почва под ногами, ощущение принадлежности, которое дает очень много сил и нам, и нашим проектам в жизни.

 

  1. триангуляция

Здесь человек находится на равных с родителями, выполняя роль посредника и доверенного лица своих родителей. Обычно это происходит во время конфликтов, когда ребенок вовлекается в конфликт между супругами в качестве равного участника. Поэтому получается не пара, а тройка, отсюда и название – триангуляция.

В этом случае ребенок так же не получает потока поддержки от родителей, т.к. все свои силы тратит на то, чтобы помочь родителям помириться, но не может как-то основательно повлиять на ситуацию, ведь это – не его отношения. Поэтому, несмотря на то, что очень хочется помочь, иногда лучше отойти в сторону, признавая за людьми первенство, главную и ведущую роль в своих отношениях. Это касается и помощи другим людям, которым мы хотели бы помочь помириться, но очень важно быть деликатным в таких случаях, принимая свою помогающую, но не главную роль.

В случае триангуляции мы берем на себя больше, чем можем. Вот еще почему важно видеть иерархию: помогать соответственно своей роли, не беря непосильное, но и не отказывая в помощи. Как ощущается непосильная ноша? Как постоянная потеря энергии, ощущение бессилия, как будто нет точки контроля и влияния, силы вкладываешь – а ничего не меняется.

 

Когда мы признаем иерархию, мы сразу видим не только свою роль, но и свои возможности. И находясь в своих возможностях нет чувства тяжести и бесконтрольности, наоборот – чувство уверенности в своих силах и даже прилив сил, т.к. помогать – очень приятно.

- Бодхи: психолог-консультант -

 

Главная цель консультирования – это, конечно же, психологическая помощь человеку.

Но в чем заключается эта помощь?

Во-первых, это – прояснение ситуации, в которой находится человек.

Во-вторых, это – борьба со стрессом через понимание своих мотивов.

В третьих, это – познание себя для того, чтобы иметь возможность измениться и изменить ситуацию в нужное русло.

 

  1. Прояснение ситуации, в которой находится человек.

Прояснение ситуации и познание себя (своих мыслей и чувств) – это две стороны одной монеты. Если меняется ситуация, то и я меняю свое поведение, а если я меняю свое поведение, то и ситуация может измениться.

Из определения о том, что бытие определяет сознание, следует, что именно объективная реальность является главным управляющим нашего поведения. А наш внутренний мир (мысли, чувства, представления) – это отражение объективной реальности внутри нас, чтобы мы могли видеть реальность, ориентироваться и действовать в соответствии с ней.

Поэтому наш внутренний мир находится в постоянном контакте с жизнью, он формируется в жизни и в ней развивается. И те негативные чувства, мысли и ощущения, которые могут длительно нам досаждать, не живут сами по себе, а являются  следствием и результатом того, как мы понимаем происходящее и действуем в ней.

Поэтому анализ проблемной ситуации плавно перетекает в рефлексию – анализ того, почему я в этой ситуации поступаю и чувствую себя так, а не иначе.

Когда наше понимание ситуации приближается к реальности, тогда и появляется возможность повлиять на ситуацию – тогда к нам приходят правильные мысли, инсайты, чувства, ощущения и настрой, благодаря которым и можно изменить ситуацию.

Итак, анализ ситуации и рефлексия своего внутреннего мира, являются одним из главных рычагов для изменений, это ответы на такие вопросы: правильно ли я вижу? и правильно ли я поступаю в соответствии с этим?

Сознание, осознанность – это деятельность со-знанием. Именно на это рассчитана помощь в психологическом консультировании и это главный источник последующих изменений.

 

  1. Борьба со стрессом через понимание своих мотивов.

В первой части статьи я говорил о важности знания и сознательных изменений.

Но я не упомянул о наших желаниях, целях и устремлениях. Ведь знание нужно для чего то, а именно – для реализации своих намерений и планов, для самореализации. 

Что такое желание, мотив? Это некоторый предмет (или ситуация), который мы хотим достичь в будущем, для чего мы собственно и начинаем действовать. Нет желания – не будет и деятельности, по крайней мере той деятельности, которая идет изнутри по собственному желанию. Но, к сожалению (а может и к счастью), мы не можем знать все свои мотивы, которые заставляют нас двигаться.

Мотив – это некоторый предмет, который удовлетворяет некоторую потребность, или потребности (в том числе и личностные, и духовные). Формирование мотивов происходит с нашего рождения, и, по большей части, спонтанно и неосознанно, в многочисленных ситуациях, которых мы даже не помним. Поэтому мы никогда не сможем узнать все свои мотивы.

Ведь даже в осознанной деятельности,  в которой мы ставим цель и путь к ней, мы не всегда знаем мотив, для чего это все было, пока в ходе деятельности не достигнем удовлетворения и тогда говорим: так вот чего мне хотелось на самом деле!

Поэтому цели мы ставим осознанно – какой результат я хочу получить, а мотивы – для чего это все, по большей части в бессознательном.  

И вторая задача психологического консультирования – это помощь в понимании своего мотива (или мотивов), который и управляет человеком, поскольку неизвестен и действует скрытно. Понять, чего же я хочу и между чем происходит борьба внутри, чтобы разрешить внутренний конфликт.

Итак, психологическое консультирование базируется на принципе понимания, познания и сознательных изменений в своей жизни.

(Примечание: мое объяснение целей и задач консультирования базируется на деятельностном подходе в психологии Алексея Николаевича Леонтьева).

 

  1. Познание себя.

Психологическое консультирование не замещает собой другие формы помощи: вербальную психотерапию, медицину или коучинг.

В отличие от немедицинской психотерапии, консультирование предназначено для здоровых людей. Это значит, что человек по своему желанию приходит к психологу, чтобы получить помощь в решении своих вопросов. Человек сохраняет и развивает свою активность и интерес в процессе консультирования, ведь консультирование – это и есть процесс помощи в решении проблемы.

 В психотерапии же большая часть процесса направлена на психику человека, на его бессознательное, на те сферы, которыми человек управлять не может. Поэтому в психотерапии главное – это воздействие на человека или даже посредством человека на его бессознательное, нежели собственная активность человека в решении своей проблемы в консультировании.

Второе отличие от психотерапии – консультирование краткосрочно. Помочь разобраться в ситуации и понять, что делать дальше – это задача для консультанта. Ситуации могут быть сложными, и может потребоваться много консультаций, но все же, эта работа по времени максимум до года. В психотерапии же – задача восстановить и скорректировать психику или личность человека, и эта работа может занимать многие годы.

И третье отличие – в консультировании человек получает необходимые «координаты» и реализует их в жизни, самостоятельно и по своему усмотрению. При этом человек сохраняет возможность прийти на консультацию еще раз, по своему желанию, чтобы уточнить, углубить понимание или с другим вопросом. Человек сам занимается работой над собой, с помощью помощника и консультации, берет от него что нужно и действует в жизни.

В психотерапии же главное – это само терапевтическое воздействие во время консультации. Пациенту нужно (желательно) следовать за указаниями психотерапевта или врача, позволить и содействовать методикам психокоррекции, применяемым к человеку.

Поэтому в психотерапии главное – это психотерапевт (или врач) и его методика воздействия на психику человека. При консультировании главное – это  сам человек и его решения и поступки после консультации, которые и становятся обратной связью для человека и «пищей» для последующей консультации, пока проблема не будет решена.

Итак, если обобщить, то консультирование обращено, прежде всего, к сознанию человека и к его собственной активности развиваться и утверждать себя в жизни.

 

- Бодхи: психолог-консультант -

Иногда создается впечатление, что такие сферы жизни как отношения, семья, и в целом общение людей друг с другом носят случайный характер. Все происходит так, как происходит. Иногда общение радует, иногда – нет, но в устоявшихся отношениях всегда складывается некая стабильность, некоторый общий фон коммуникации. И в случае общения, которое нас не устраивает, очень хочется узнать, как это изменить?

Если выразится точнее, то обычно ответ на вопрос как улучшить отношения находится сразу – это исправить партнера. Поскольку предполагается, что в общении и в семье никаких законов не существует (ну кроме правил приличия), то единственный выход – это исправить человека, с которым мы хотели бы общаться так, как нам нужно. Это – то единственное, на что, как кажется, мы можем повлиять. Только это, к сожалению, не работает. Отношения от таких изменений становятся только хуже, ведь и наш «оппонент» сам хочет повлиять и изменить нас.

Получается хаос и борьба, перетягивание каната, где нет победителей.

Как же можно влиять на отношения, и можно ли?

Да, можно, но опосредованно. Через некоторые известные законы, по которым устроена семья и  отношения в целом. Если следовать правилам, то большинство конфликтов можно избежать и решить те, которые есть сейчас. 

Берт Хеллингер, основатель метода системных расстановок,  выделил некоторые закономерности – законы, по которым существует семья. 

Это 3 основных закона:

  • закон принадлежности;
  • закон иерархии (порядка);
  • закон баланса.

При нарушении данных законов, начинаются конфликты или беспокойство в душе.

 

Закон иерархии.

Как и в любых других системах, где люди взаимодействуют сообща (например, на работе), в семье так же есть иерархия. Данный закон говорит о том, что более высокий ранг в семье принадлежит тому, кто пришел в систему раньше, т.е. тот, кто старше, тот и главнее.

В каком смысле главнее? Главнее в том смысле, что старший (родитель) опекает младшего (ребенка). Старший дает – младший получает и принимает, старший учит – младший учится. Соответственно тот, кто опекает, у того и соответствующая «должности» власть, на благо обоим.

Таким образом, нарушение иерархии нарушает поток «дающий-получающий». Учитель, которого лишают власти учителя (направлять, критиковать, выставлять оценки и т.д.), не может далее учить, а ученик не может учиться.

Поэтому уважение иерархии с обеих сторон приводит семейную систему в порядок, и распределяет власть в соответствии с мерой заботы и ответственности людей друг перед другом.

 

Закон баланса.

Закон баланса также является универсальным законом для коммуникации людей. Он говорит о том, что каждый человек вкладывается в общее дело.

И баланс для равных партнеров достигается равным вложением в общее дело. Это не обязательно денежные вложения, это может быть и помощь своими знаниями, умениями, навыками, эмоциональной поддержкой, в общем, всем тем, что важно и нужно общему делу.

При нарушении этого закона, так же нарушается баланс «давать-брать». Один человек отдает значительно больше, чем получает и испытывает усталость и тяжесть. Второй человек получает больше, чем отдает, и чувствует «угрызения совести» и невозможность отплатить (конечно, если дело и сам второй человек ему важны).

Поэтому для равных партнеров важно следить за балансом в отношениях: если я даю значительно больше, чем партнер, то я могу уменьшить количество вложений, чтобы выровнять ситуацию. Если я даю меньше, то я могу увеличить количество вложений, либо отдать часть прав и власти партнёру в данном общем деле, с уважением и благодарностью к его вкладу.

 

Закон принадлежности.

Закон принадлежности говорит о том, что каждый член семьи имеет право принадлежать к семье, наравне со всеми другими родственниками. Независимо от пола, вероисповедания, интеллекта, возраста, каждый имеет право принадлежать к семье наравне с другими.

Это очень древний закон, который идет с тех пор, когда люди были с дикой природой и стихиями один на один, и выжить можно было только лишь сообща, полагаясь на помощь своих родных. Каждый человек важен, каждый человек нужен. У каждого человека есть свои обязанности, свой вклад и ответственность перед другими. Если один человек исключается (или погибает), то его должен заменить кто-то другой, выполняя двойную нагрузку.

Этот закон работает и в наше время. Семья – это большая и сложная система, в которой каждая деталь важна и незаменима. Поэтому, уважая наших родных (всех) и их вклад в общее семейное благополучие, мы и сами становимся сильнее и полноценнее.

Здравствуйте, Друзья!

Меня зовут Евгений Зафт. Бодхи - это мое имя, полученное в саньясе Ошо.

Я психолог и технический администратор Школы Тантра-Рэйки.

По первому образованию – информатик в информационной сфере, по второму - практический психолог.

Провожу индивидуальное консультирование по Скайпу.

Основное направление, в котором я работаю - системные расстановки по методу Берта Хеллингера (расстановки в воображении). 

Моя специализация - это работа с семьей, отношения с родителями.

Связаться со мной можно по почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Стоимость консультации - 1000 руб. за 45 мин.

Мои дипломы и сертификаты:

Psyholog

PEAT2

PEAT1

Hellinger sciencia

rasstanovkiolviya

EOT

EOT2

Мы в соцсетях

vkfbtw

yb inst 

Книга-практикум

Kniga practik

Все курсы

Rod reiki

Monogmnaya tantra

Proshlie zhizny

Sushestva reiki

samaya tara

Visshee ya

Lada reiki

istselenie karmy

regression meditation

Психотерапия